Счастливые годы творчества Салиха Сайдашева

Возвращение в родной город 

В 1922 году в Казани открывается Татарский государственный театр имени Красного Октября. Для работы в должности заведующего музыкальной частью театра, по приглашению директора его Заки Баязитского и режиссера Карима Тинчурина, в Казань возвращается Салих Сайдашев.

За плечами у него уже немалый опыт. Как военный капельмейстер, он прошел гражданскую войну, видел все тяготы тех лет и вернулся в Казань уже известным музыкантом. 

Радостной была встреча его с Каримом Тинчуриным. Они были знакомы ранее. Постоянное общение в театре, совместное творчество сделали их в дальнейшем близкими друзьями на всю жизнь. Такая же встреча была с Хади Такташем. Случайно встретившись в Ташкенте в начале 20-х годов, они вместе прожили тогда под одной крышей несколько месяцев. 

Салих Сайдашев по возвращение в Казань целиком занят театром и музыкой. Но когда на высоком яру, под вековыми соснами, поднялись первые срубы и возникла деревня Кызыл Байрак, он вместе с семьей приезжал туда на летний отдых. Сайдашев любил эти места. 

Приезжал он сюда и один, и с друзьями-писателями, и надолго, и на выходные дни. Не было тогда предела веселью, остротам. Звучала своеобразная народная речь и, конечно же, народные песни. И далеко их было слышно над Волгой, вперемежку с зажигательными плясовыми мотивами. Друзья его - писатели, поэты - переносили этот говор, остроты, эту непосредственность в общении на сцены театров, в спектакли с музыкой Сайдашева. А его мелодии из этих пьес возвращались обратно на ту поляну, в народ. 

Приезжали в деревню и представители старшего поколения - друзья Ш. Ахмерова - вначале в гости, а потом с семьями, на отдых, на все лето. Долгие годы отдыхали там Шариф Камал, Адель Кутуй, Хади Такташ, Мухутдин Курбангалеев и др. У Ахмерова часто гостил Галимджан Ибрагимов. 

В этой деревне писатели и поэты отдыхали, писали романы, поэмы, строили планы о будущем национальной культуры. 

Счастливая встреча. Валя-Валентина 

Валентина - обаятельная девушка, с серьезной музыкальной подготовкой, чувствующая и понимающая музыку, - была незаурядной личностью. Приехав в Казань из Костромы, она поступила на медицинский факультет университета. Через год, прервав учебу, уехала на деникинский фронт сестрой милосердия. После окончания гражданской войны она продолжила учебу и ко времени приезда Сайдашева уже заканчивала университет, готовилась стать врачом. Родство душ, музыка, теплота и благожелательность окружающих стали мостиком, через который шло сближение Валентины и Салиха. Вспыхнувшее чувство оказалось искренним и глубоким. В 1925 году они поженились. Но счастье было недолгим. Валентина - друг, вдохновитель его творчества, большая любовь Салиха - скончалась 3 ноября 1926 года от заражения крови после родов, подарив Салиху первенца - сына Альфреда. 

Ксаверий Александр Корбут - учитель 

В эти годы Салих Сайдашев близко общается с известными музыкантами Казани - профессорами К. Корбутом и А. Бормусовым, преподавателями музыки Г. Чигариной и Т. Юшковой, а позднее - с директором музыкального училища А. Литвиновым. 

Одновременно он усиленно продолжает самостоятельную учебу, занимаясь с Т. Юшковой по классу фортепиано, посещая занятия профессора А. Бормусова, повторно проходя курс гармонии у профессора К. Корбута. 

Как пришлось узнать уже много позже, у Корбута Сайдашев занимался с 1922 по 1925 годы. 

Если учесть еще и то, что период занятий у К. А. Корбута (1922-1925 годы) совпал по времени со сближением Сайдашева с семьей Мухиных, то вырисовывается достаточно цельная картина ближайшего окружения, в котором формировался музыкант и композитор Салих Сайдашев. 

Близкое общение с братьями Мухиными и с кругом их друзей, общение с самой Валентиной - жизнерадостной, музыкально и литературно образованной любимой девушкой, все это вместе стало основой для дальнейшего роста личности Сайдашева. Он вошел в этот круг естественно, на равных, в силу своей внутренней интеллигентности, стремления к высоким идеалам. 

И в последующие годы он упорно и систематически работал над своим музыкальным образованием. "В 1929 году в Казани целый год работала Пермская опера. В подвале театра разместилась ее нотная библиотека. Заведовал библиотекой Роллендер - музыкант. Часто их можно было видеть вместе за беседой в библиотеке. Сайдашев проводил там долгие ночные часы, просматривая, изучая партитуры русской и зарубежной классики. Он присутствовал и на репетициях оперных постановок. А вечерами его часто можно было видеть в зрительном зале, где-то на задних рядах, с карандашом и блокнотом на коленях, что-то записывающим, не замечавшим никого вокруг", - пишет Исмагил Усманов - журналист, близкий друг Сайдашева в те далекие годы. 

Знакомясь с началом творческого пути Сайдашева и с кругом людей, влиявших на формирование его как музыканта и композитора, нельзя не сказать и о годах тесного общения его с В. И. Виноградовым. 

Сайдашев с большим вниманием относился к творчеству Винорадова, имел определенное мнение в оценке его работ, в частности опер "Сания" и "Эшче". Эти первые татарские оперы, написанные С. Габаши, Г. Альмухаметовым и В. Виноградовым, в свое время получили и положительные, и критические оценки. По воспоминаниям современников, у Сайдашева, вместе с Бурнашем, была даже написана и поставлена на одном из вечеров дружеская пародия на оперу "Сания". А в архиве Ю. Виноградова по этому поводу имеются такие строки: "Объективное отношение Салиха, его критические суждения распространялись не только на музыку "Сания" и "Эшче", созданных Габаши, Альмухаметовым, Виноградовым. Резко отрицательно относился Сайдашев и к музыке татарской сюиты В. Виноградова, в частности к ее мелодико-тематической стороне, хотя с точки зрения автора это были его лучшие произведения… Особенно высоко ценил Сайдашев обработку песни "Баик", до сих пор не потерявшей ценности и свежести как один из первых опытов сочетания диатонической мелодики с хроматикой гармонизации". 

"Следует, однако, подчеркнуть, - пишет далее Ю. Виноградов, - что прямых и непосредственных взаимоотношений ученика и учителя, как это иногда ошибочно указывают, между Сайдашевым и В. И. Виноградовым никогда не было. Было (в течение почти 30 лет) взаимное уважение, взаимный творческий интерес. Отношения такого рода объясняют также то, что во время пребывания Сайдашева в Москве (1934-1937 годы) его место дирижера, композитора, заведующего музыкальным цехом в Татарском академическом театре по рекомендации Сайдашева занимал именно В. И. Виноградов". 

Несомненно, была у них взаимная симпатия, ибо именно В. И. Виноградову мы обязаны тем, что он сохранил в своем архиве письмо Сайдашева к нему - единственная рукопись композитора, представленная в экспозиции музея С. Сайдашева. 

Театр. Становление композитора 

Вернемся к биографии Сайдашева и ко дням открытия Татарского государственного театра в Казани. Открылся он премьерой драмы Ф. Бурнаша "Жирсезляр". Конечно же, раз подбор репертуара и актерского состава проводился таким человеком как К. Тинчурин, этот театр не мог быть заурядным. Актерский коллектив в основном состоял из видных представителей труппы "Сайяр" и других артистических коллективов, многие из которых впоследствии вошли в историю нашего театра. 

Однако становление жанра пришло не сразу, а имело свою эволюцию. Он берет свое начало еще с пьесы М. Файзи "Галиябану", где драматург ввел в спектакль большое количество народных песен и танцев. Вслед за этой попыткой появились пьесы с музыкальным оформлением С. Габаши "Йосыф-Залейха", "Буз егет" и др. Но только с приездом в Казань Сайдашева это направление получило мощный толчок и стало развиваться системно. 

Сайдашев был человек больших организаторских способностей. Работая в условиях молодой растущей культуры Татарии, он включился в разностороннюю деятельность не только в творческом плане, но и в плане музыкально-общественном, организационном. Проявлялось это без особых усилий с его стороны. Как-то все получилось словно само собой. Это взаимодополнение двух начал - творчества и общественной активности - видимо, притягивало к нему людей и он легко становился центром новых начинаний. С первых же дней работы в театре он направил свою деятельность на создание постоянного, односоставного симфонического оркестра для театра. Это был важный шаг, позволивший сразу же переломить ситуацию в татарской музыке, приобщить татарского слушателя к оркестровому звучанию, к которому он был совершенно не приучен. 

С давних пор Казань - один из культурных центров России. Здесь выступали большие симфонические оркестры под управлением известных дирижеров. Был оперный театр. Пел Шаляпин. Однако татарское население, проживающее в "забулачной" окраине города, слушало только небольшие струнные ансамбли, состоящие из пяти-шести человек и исполняющие народные мелодии во время перерывов между спектаклями в Восточном клубе. И даже это было уделом лишь татарского населения города - татарской интеллигенции. Только с открытием Татарского государственного театра все слои татарской слободы потянулись в театр. Идти в театр стало праздничным событием в каждой семье. Это стало своего рода "выходом в свет". Ходили в театр не только смотреть спектакль, но и для общения, в лучших нарядах и украшениях. 

Но для создания симфонического оркестра Сайдашеву, несомненно, пришлось проделать огромную творческую и организационную работу - искать, приглашать музыкантов, подбирать необходимую для спектакля или просто для исполнения оркестром музыку, обработать ее, инструментировать. Все это было проделано им в одном лице и в очень короткие сроки. Уже в 1923 году оркестр исполнял музыкальное вступление к спектаклю Х. Ибрагимова "Башмагым". И дирижером при этом, конечно же, был он сам - Салих Сайдашев. 

Согласно исследованиям Ф. Салитовой, Сайдашевым написана музыка более чем к 60 спектаклям. К сожалению, больше половины написанной им музыки не дошло до наших дней, не сохранилось. 

Первый музыкальный редактор татарского радиовещания 

В 1927 году в Казани впервые начинает работать радиовещание. "Слушайте! Слушайте! Говорит Казань! Работает радиостанция РВ-17", - прозвучит голос первого диктора А. Кутуя. Организатором этого большого события в культурной жизни Казани и республики был общественный деятель, журналист, драматург Шамиль Усманов, а литературным редактором стал близкий друг Салиха Сайдашева - Исмагил Усманов. Салих Сайдашев же стал первым музыкальным редактором радиовещания. 

Работа Сайдашева в радиостудии, как и везде, куда он направлял свою деятельность, не обошлась без новых начинаний. В процессе работы, несмотря на все его старания, для ежедневных музыкальных передач явно не хватало исполнителей. Тогда он предложил: почему бы не делать совместные русско-татарские передачи. У него были знакомые в гастролировавшей тогда в Казани оперной труппе. Особенно восхищался он голосовыми данными и исполнением Оксаны Петрусенко, ставшей впоследствии народной артисткой СССР и Украинской ССР. Он приглашал, уговаривал артистов оперы и конечно же, Петрусенко. И зазвучала впервые по татарскому радио русская музыка. 

"А почему не организовать чувашский хор?" У него уже был опыт работы с чувашской музыкой в период пребывания в Буинске. И вот Сайдашев и чувашский поэт Петр Хузангай, обучавшийся в то время в Казани, совместно организуют хор студентов-чувашей. И зазвучали по радио передачи на чувашском языке. 

Работал он на радио недолго - всего 2-3 года. Но эта работа оставила определенный след в жизни Сайдашева и одновременно у тех, кому выпало счастье общения с ним. Он оказался в новом деле таким же новатором, как и во всем. И остался в памяти коллег человеком огромного таланта, прекрасным музыкантом, организатором, незаурядной личностью. 

Сайдашев - дирижер 

С началом радиовещания в Казани имя Салиха Сайдашева и музыка его дошли до всех уголков огромной страны - от больших городов до далеких деревень. С этих лет начинается и большая концертно-гастрольная деятельность Сайдашева, которая продолжалась до конца жизни. Он объездил многие республики Советского Союза не только как композитор, но и как аккомпаниатор и дирижер. В 1929 году в Казани он дирижирует оперой "Сания", а в 1930 году в Москве, на Всесоюзной олимпиаде народных театров, дирижирует оперой "Эшче" и там же дирижирует своей музыкальной драмой "Иль", выдвинутой на смотр в этой олимпиаде. 

Приходилось Сайдашеву дирижировать и большими симфоническими оркестрами. В те годы в летние месяцы в саду "Эрмитаж" под управлением А. Литвинова играл большой симфонический оркестр. На этих концертах Сайдашев был не только слушателем, но и дирижером. Об этом И. Аухадеев пишет: "Салих Сайдашев не ограничивался исполнением только своих сочинений. Очень хорошо помню, что дирижировал он и произведениями западноевропейских, русских композиторов, в частности Л. Бетховена, М. П. Мусогорского, М. М. Ипполитова-Иванова". 

Сайдашев - дирижер. Мне он помнится всегда в черном костюме, но не во фраке, нет, с неизменной "бабочкой", проходящим к пульту легкой походкой. Сколько он играл, столько же ему аплодировали и как композитору и как дирижеру в одном лице. И какая невосполнимая утрата для истории нашей культуры, что не осталось в фондах радио концертного исполнения под управлением Сайдашева. Чудом сохранившиеся два произведения его - "Восточный балет" и "Марш комсомола" - в записи последних лет, для очередных передач студии радиовещания, не воспроизводят звучания игры сайдашевского оркестра в концертных залах. 

О Салихе Сайдашеве-дирижере написано очень мало. Но по сути, Сайдашев, создав в Казани первый симфонический оркестр для театра, оказался не только первым татарским композитором, но и первым профессиональным дирижером Татарстана. Это обстоятельство тоже ставит его на особое место в нашей музыкальной культуре. 

На вершине славы

Наступил 1929 год. Он идет на волне творческой активности, наметившейся в прошлые годы, но насыщен событиями также и личного плана. Этот год вместил в себя периоды необыкновенного подъема, а также и разочарований, опустошенности. Но это все будет потом. Пока Сайдашев еще не ведает, что ждет его впереди. Он полон сил, надежд, творческих замыслов. 

Салих Сайдашев на вершине славы. Марши, "Наемщик" и многое другое. На экранах идет художественный фильм "Булат Батыр", где использованы отрывки из театральных постановок с его музыкой. Его имя известно всей стране. О нем пишут. 

В преддверии больших перемен 

Идет 1929 год. В мае, как-то скоропалительно, он женится на приехавшей из Астрахани Сафии Алпаевой, работавшей тогда кассиршей в театре. Свадьба их стала событием для всей татарской Казани. 

В июне этого же года - еще одно событие. Руководство Татарской АССР по инициативе Максима Горького организует поездку группы деятелей литературы и искусства в составе 20 человек по городам братских республик по маршруту: Казань, Астрахань, Махачкала, Баку, Ереван, Тбилиси, Батуми, Симферополь, Харьков, Москва. Поехали в основном деятели литературы - Шариф Камал, Мирсай Амир, Адель Кутуй и др., а также несколько человек из театра - Карим Тинчурин, Салих Сайдашев, Шакир Шамильский. 

Приехав из путешествия, Тинчурин и Сайдашев начали работу над новой музыкальной драмой "Иль" и 16-го ноября 1929 года состоялась ее премьера. 

Конец привычной жизни 

Конец 20-х годов в истории нашей страны отмечен как начало политических репрессий. В конце 1929 года по обвинению в национализме и агитации был арестован Шигаб Ахмеров. 

Салих знал, что жизнь Ахмерова была посвящена просвещению, росту татарской нации. Он был для него примером честности, доброты. Поводом для ареста, по-видимому, послужила последняя акция, предпринятая по инициативе М. Саидгалеева, - переселение крестьян из малоземельных татарских деревень на правый берег Волги. 

С уходом главы семьи все заботы легли на плечи Сайдашева - единственного взрослого мужчины в доме. 

В музыкальной сфере тоже появились проблемы. Это были годы всеобщего отрицания старого и построения "нового мира". Журнал "Яналиф" открывает дискуссию о путях развития татарской музыки, о том, какой она должна быть. На вопрос анкеты, предложенной журналом, отвечали многие деятели культуры. Особо подробны и интересны ответы и суждения Султана Габаши как в теоретическом, так и практическом плане. В ходе дискуссии в ряде случаев были высказывания, прямо касающиеся и творчества Сайдашева. Среди них были и резко отрицательные, как, например, в ответах Х. Туфана. Он писал, что формы классической музыки, употребляемые Сайдашевым, рутинны, что от них надо избавляться, и призывал создавать музыку только на социально-современные темы. Конечно же, Сайдашев не мог оставаться безразличным к этим высказываниям. Все это, вероятно, создавало напряженность в этот и без того трудный период его жизни. Сам Сайдашев не принимал участия в дискуссии. Как известно, он не любил писать, да и состояние души, в связи с последними событиями в семье, не располагало к этому. Он работал. Пока шла дискуссия, какой должна быть татарская музыка, он продолжал создавать свою музыку, не сворачивая с выбранного пути. 

*** 

Следующий год отмечен в истории нашей музыкальной культуры тем, что по решению ЦК партии в Москве открывается студия для подготовки национальных кадров для будущих оперных театров. Начинается работа по выполнению этого постановления. В сентябре 1933 года выходит приказ о разделение театра на два состава и передачи части сотрудников в студию Музыкального государственного театра. В списке Музыкального театра есть Сайдашев. 

В Москве 

В январе 1934 года в студию при Московской консерватории с большим желанием учиться в столице приехала большая группа казанцев. Начались занятия. 

Случилось так, что квартира его (Салиха Сайдашева) оказалась поблизости от здания Татарского клуба, где ставились спектакли Московского татарского рабочего театра. Тогда это был центр культурной жизни московских татар. И здесь недостатка в общении не было. Поблизости жили артисты этого театра, и режиссер - Г. Ильясов с женой Г. Камской и детьми, и артистка Г. Таждарова и др. Здесь же делал свои первые шаги А. Ключарев. Он тогда учился в консерватории и работал музыкальным руководителем этого театра. Вскоре после получения квартиры к Сайдашеву приехала его семья.

Московский период жизни Сайдашева не был насыщен творчеством, как предыдущие годы в Казани. Оторванный от почвы, где расцвел его талант, где он достиг определенных успехов как композитор, как лидер национальной музыки, с огромным еще не использованным творческим потенциалом - он со своими убеждениями оказался в полнейшем противоречии с веянием времени. У него было свое, признанное народом место, своя "ниша" в национальной музыкальной культуре, и кампания по написанию татарской оперы не увлекла его. Он писал, как чувствовал, как диктовала ему его природа, его мироощущение, его внутренний настрой. 

К этому периоду относится его работа в армейской самодеятельности, где за исполнение своего "Марша Красной Армии" он получил именные часы от Наркома обороны К. Ворошилова.

Источник: книга Д. З. Саиновой - Ахмеровой "Салих Сайдашев" (Казань, Татарское книжное издательство, 1999)

Отзывы

5 Stars
Заказал два шамаиля этот (для мамы) и большой для своей семьи. Эниге очень понравился этот - очень аккуратный, светлый... нежный чтоли какой-то ) Упаковано было просто супер, толстым слоем специальной упаковки (типа пенопласта, но гибкий). Четки в подарок очень порадовали, вожу их в машине на зеркале. Рэхмэт сезгэ!

Клубы

 
Рейтинг@Mail.ru Отзывы покупателей
Top