Молодежь на чем воспитывать? На Ильхаме Шакирове?

Каков сегодня уровень татарской эстрады? Есть ли кризис перепроизводства молодых исполнителей в татарском шоу-бизнесе? И что необходимо сделать для популяризации татарской культуры за рубежом? На эти вопросы отвечает Марат Гараев, председатель совета директоров "БАРС-МЕДИА" – компании, занимающейся раскруткой творческих старт-апов.

— Марат Мавлютович, ваша оценка состояния современной татарской культуры? Чего ей не хватает, чтобы выйти на международный уровень?

— Дать оценку сложно, не оценив то, что же там есть. Для этого надо понять, чем министерство культуры занимается, какой бюджет у него, на что он направлен... Сегодня даже нет критериев оценки состояния культуры. Кто-то скажет, что культура в упадке. Кто-то говорит, что все хорошо. А есть ли критерии, оценки, которые позволяют сказать, в каком состоянии находится современная татарская культура?

Я понимаю, что у нас спорт развивается. Туда деньги вкладываются. От этого республика становится узнаваемой. Появляется целая индустрия, связанная со спортом. Повышается привлекательность Татарстана для инвесторов.

Но не меньше внимания надо уделять культуре. С моей точки зрения, важно, в первую очередь, кино. Хорошие фильмы, снятые в республике, - это ее популяризация, ее узнаваемость на международной арене. Но таких фильмов пока, к сожалению, у нас нет. Безусловно, нужно еще хорошее телевидение. А я не скажу, что оно у нас на таком уж хорошем уровне. Нужны сильные театры, нужны концерты с хорошими исполнителями. И все это должно выходить за пределы республики. За счет этого республика будет узнаваемой, больше туристов будет приезжать, будут инвестировать в нашу экономику.

— Вопрос Рахимовой Васили Шайхулловны: "Уже десяток лет возглавляемая вами компания находится под огнем критики со стороны деятелей традиционной татарской культуры. Вас обвиняют в том, что продукт, который вы производите, - не только музыкальный ширпотреб, но и разрушает песенную культуру татарского народа. Как вы реагируете на такие выпады?!".

— Это продолжение темы о состоянии нашей культуры. Те, кто нас обвиняют, они сами-то что могут сказать? Чему мы не соответствуем? Пусть скажут. Что тогда брать за образец? С точки зрения экономики все очень просто: если мы миллионные тиражи продаем в течение года, то это и считаем образцом. Мы выпускаем то, что люди потребляют. Из этого миллиона только полтора-три процента слушают классическую музыку и говорят, что это круто. Сегодня у нас в компании сосредоточено около 20 тысяч песен. Но мы выставляем на продажу только те, которые популярны. Мы не можем на полках держать то, что не продается… Критиковать можно, но пусть скажут, что же - эталон? Когда мы новые проекты делаем, нас ведь начинают критиковать из-за того, что мы забираем рынок. Раньше эти критики делали концерты за счет государства. И сегодня продолжают это делать. А мы это делаем на рентабельной основе, за счет окупаемости. Мы никогда болезненно на эти вещи не реагировали. Неприятно, да. Но еще раз говорю, что надо не голословно, а аргументировано что-то утверждать.

— Спрашивает Ахметова Диляра: "На мой взгляд, основная проблема ваших молодых воспитанников в незрелости. Они искренне полагают, что для того, чтобы выйти на сцену, достаточно иметь голос и концертное платье. Они не заводят публику ни своей энергетикой, ни ментально, ни душевно… Им нечего дать аудитории. Это не концертные артисты, а радийные - их можно только слушать. Согласны ли вы с этим и верите ли, что на татарской эстраде появится когда-нибудь интеллектуальная ниша?".

— Те артисты, то поколение, которое работает до сегодняшнего дня, оно работало только на концертах. Они не понимали дискотеку, банкеты. Мы как раз этим занимаемся. Если Диляра, которая задает вопрос, хоть один раз сходит на наше молодежное мероприятие, в Ривьеру, например, то пусть внимательно посмотрит, что там происходит. Как там люди танцуют, работают. Не все легко. Их нужно учить ходить, правильно разговаривать, подавать себя. Даже красиво одеваться. Но все это годами дается. Мы берем артистов не только по внешней привлекательности, учитываем, прежде всего, голосовые данные. Но когда есть голос, порой отсутствуют другие вещи. Очень кропотливая, трудная работа - подготовить артиста. Мы понимаем, что там есть проблемы. Но сегодня у нас много певцов, которые могут на любой площадке работать. Они у нас распределены: кто-то выступает только на радио, кто-то на банкетах, кто-то на дискотеках...

Кризис перепроизводства молодых артистов

— Ахметова Диляра прислала еще такой вопрос: "Судя по всему, на татарской эстраде кризис перепроизводства молодых артистов и вместе с тем острая нехватка концертных сценаристов, режиссеров, продюсеров, мастеров звука и света. Вы работаете в этом направлении в плане подготовки профессионалов для закулисья?".

— Это большая проблема, действительно. Кризиса перепроизводства нет. Есть исполнители, которых можно озвучить, их около ста человек, не более. Хотя их может быть и 600, тех, которые участвуют в фабриках. А с продюсерами, режиссерами - большая проблема. Школы-то нет. Мы одни в этом направлении работаем. Проводим "Татар жыры" с огромными бюджетами, - это тот локомотив, который заставляет индустрию работать. Ведь во время фестиваля нужны режиссеры-постановщики, музыканты, продюсеры, модельеры. Даже институт культуры не выпускает продюсеров, их в помине нет. Мы их сами растим на национальных фестивалях, сами воспитываем. В нашей компании есть специалисты, которые работают у нас уже по 12 лет! Это наше богатство, наш багаж. Работа с артистами всегда сопряжена с огромными рисками. Сегодня он с тобой работает, завтра он может уйти. Даже если ты вложил в него миллион рублей, он все равно может написать заявление и уйти, Трудовой кодекс это позволяет.

Как раскрутить артиста

— Вопрос от Сергея Магданова: "Расскажите, можно ли, по-вашему, "раскрутить" татарских исполнителей так, чтобы они были интересны, как российским слушателям, так и за рубежом? Много ли надо в это вложить? И кто, по-вашему, из современных татарских исполнителей по своему уровню профессионализма готов выйти на международную арену?".

— Все это только вопрос денег и времени. Больше ничего. Но мы над проектами, которые бы позволяли выйти на международную арену, не работаем. Ради чего? Ради того, чтобы показать артиста? Мы же там рынок не контролируем, это невозможно. На Евровидение попасть – вообще не проблема, если у тебя есть время и деньги. Но что дальше? Там ведь не дадут заработать. Там сразу подписывают контракты с артистом, забирают его и выставляют жесткие требования, что он должен дальше делать. Если задачи выйти на международный уровень будут поставлены, мы можем над этим поработать. Вы посмотрите, кто выигрывает на Евровидении, там, что, голос выигрывает? Есть вещи, которые связаны с межгосударственными отношениями. А у нас есть песни, известные не только в Татарстане. Так, одной из самых наших узнаваемых является "Туган Як", она в рингтонах существует. Это мы создали лет семь-восемь назад. И эта песня до сих пор популярна, ее крутят на всех дискотеках.

— Прислала вопрос Dilara Khafizova: "Сейчас в Казани появились новые молодежные татароязычные группы альтернативного направления. Та же самая Зуля Камалова, которая с удовольствием бы сотрудничала с татарстанскими компаниями. Понятно, что кассовыми сборами они не порадуют, деревенские слушатели их не поймут. Но все равно публику надо воспитывать. Есть ли у вас в проектах выпуск, если не сольного, то хотя бы сборника песен разных альтернативных коллективов?".

— Мы изучали эту проблему. И, кстати, Зуля Камалова у нас выступала на "Татар жыры". Мы одни из первых ее пригласили, заметив ее альбом. Я совершенно случайно услышал ее произведение, и мне показалась, что это очень специфичная музыка. А дальше мы ее пригласили, и она выступала с большим успехом. Ниша у альтернативной музыки маленькая, у нас есть проекты альтернативные – и шансон, и Зульфия Камалова. Это опять дело времени и сегмента рынка. Есть музыка танцевальная, ничего не сделаешь, если такую молодежь просит. Почему бы не дать ее вместо зарубежной, российской? Может быть, не все в порядке с уровнем исполнения, но зато это наше, татарское.

— Читательница из Америки Эльвира Халил пишет: "Пользуясь случаем, хотела бы вас и вашу супругу пригласить к нам на Сабан Туй, который пройдёт в Голливуде".

— Спасибо за приглашение. Если американцы нас пустят, визу поставят, мы с удовольствием побываем.

— И она же продолжает: "Ждём не только радиовещания, но и ТВ-вещания в режиме онлайн". По телевидению у вас какие планы?

— Проект музыкального татарского канала, как Муз ТВ, у нас на бумаге уже есть. Он уже есть года два-три. Мы его корректируем, где-то что-то меняем. Вопрос опять в окупаемости. Если мы через спутник хотим вещать, очень большие затраты будут. А кабельное телевидение - это очень маленькое число подписчиков. У нас база, музыкальный контент – все это позволяет. У нас клипов порядка 300-400, в архиве есть многочисленные записи концертов.

— Может быть, в Интернете запустить для начала? Это вообще недорого.

— Над этим мы тоже сейчас работаем. Но не так-то все просто. В принципе, мы этот вопрос будем поднимать на уровне республики. Если нам окажут содействие по покрытию каких-то затрат первые два-три года, пока рынок не вырастет... Будем обращаться с просьбой по данной теме. С коммерческой точки зрения, телевидение пока не рентабельно. ТВТ компания продается, и это показатель. Они нас уговаривали в течение трех лет: зайдите к нам. И хотя они нам рисовали, что там абонентов чуть ли не 300 тысяч, но мы все изучили и увидели, что там их лишь 60 тысяч...

— Прислал вопрос К. Илдус: "Спасибо за татарские диски. Только непонятно, почему, в основном, штампуете безголосых "певцов"? Для любителей песен не можете ли выпускать диски песнями Г. Фарукшина, С. Рангуловой, З. Арангуловой, Р.Маликова?".

— На нашем складе все это присутствует. Если есть спрос, мы печатаем и отправляем. Спрос рождает предложение. А про безголосых, я уже говорил - разговор не о безголосых, разговор о тембре голоса и о вкусах. Кому кто нравится! Кому зеленый чай, кому черный. Другое дело, если бы все хотели слышать только классические, медленные песни, – но так не бывает. Молодежь на чем воспитывать? На Ильхаме Шакирове? Я очень к нему уважительно отношусь, это мэтр татарской эстрады. Но сейчас потребности аудитории изменились.

— Вопрос от Юсупова Марата Зефаровича: "Хочу заметить, что производство видеоклипов стоит на месте с конца 90-го года, ничего нового в них не увидишь. Березки и речки. Почему нельзя двигаться дальше и снимать на другом, более современном уровне? Более креативно??? Хотя бы клипы молодых звезд".

— Пусть придет и купит у нас диски, пусть посмотрит, какие клипы были в 98 году и какие в 2010-м. Сегодня у нас есть клипы, которые соответствуют уровню мировых стандартов. Мы вещаем уже на канале Муз ТВ, где есть свои ограничения для попадания в телеэфир. Конечно, клипы - это тоже вопрос бюджета. Вы посмотрите канал МТV, Муз ТВ, думаете, там все так круто? Там все очень даже просто...

— Для вас существует проблема пиратских копий?

— Конечно, существует. У нас есть свой отдел по безопасности. Ежеквартально проводим рейд в Казани. А в нашей республике и Башкортостане у нас есть дистрибьюторы, которые нам всегда сообщают, если появляются пиратские копии. Мы сначала нормально разговариваем с их продавцами: ребята, давайте, уберите, - или пойдем с вами в суд. В этом году мы где-то три-четыре суда выиграли, наказали людей штрафами. Хотя, конечно, этого не хотим. Мы также обращаемся в МВД по татарским сайтам. В этом году закрыли три или четыре, последний такой сайт остался в Питере. Такова жизнь. Люди хотят заработать, но они пользуются чужой интеллектуальной собственностью. Мы защищаем свой рынок, потому что он небольшой. Если возьмете количество татар, их где-то шесть миллионов, а активных всего полтора миллиона. Рынок маленький, мы вынуждены его защищать.

«БИЗНЕС Online»

Отзывы

5 Stars
Волшебная музыка! Действительно, татарский, космический "мон". Очень жаль, что никогда раньше не слышала Зулю Камалову. Она великолепна!

Клубы

 
Рейтинг@Mail.ru Отзывы покупателей
Top